Тормозные колодки – когда и как нужно менять?
Тормозная система состоит из множества компонентов, обеспечивающих безопасную и плавную остановку автомобиля. Для эффективного замедления важно использовать максимальное сцепление колес с дорогой, сохранив при этом прямолинейное направление движения. С этой задачей вполне справляются тормозные колодки, на долю которых выпадает значительная часть нагрузки. Как следствие, фрикционное покрытие расходников стирается, что приводит к сильному износу и перегреву дисков. В результате может заклинить поршень суппорта, а машина потеряет управление и способность тормозить. Нажимая на педаль, водитель чувствует снижение отклика, появляются характерные звуки? Пришла пора менять тормозные колодки. Попробуем разобраться, когда и как производится замена тормозных колодок своими руками.
Когда нужно менять колодки тормозные?
Автомобильные колодки представлены в виде сменных металлических пластин (основа) с закрепленными фрикционными накладками, которые контактируют с тормозным диском. Сегодня выпускаются колодок двух типов:
- барабанные – для установки на бюджетные автомобили. Принцип работы состоит в том, что тормозная жидкость воздействует на поршни цилиндра, которые раздвигают задние тормозные колодки;
- дисковые – используются в новых легковых моделях. Прижимаясь к диску, передние тормозные колодки обеспечивают плавную остановку авто.
Фрикционный слой бывает трех видов (классификация по составу материала): с добавлением примесей металла, керамический, органический. В отличие от органических (из смеси волокон), два первых вида считаются наиболее прочными, обладающими длительным периодом эксплуатации. Для качественного торможения большое значение имеет толщина фрикционного слоя – минимально допустимый показатель составляет 1,5 – 3 мм.
Когда нужно менять тормозные колодки? О наличии проблем с тормозами чаще всего свидетельствует:
- электронный датчик износа тормозных колодок. В стандартную комплектацию моделей авто входят специальные устройства, позволяющие определить состояние расходников или даже спрогнозировать срок их замены. При износе накладок сигнал поступает на панель управления, где загорается индикатор;
- непрерывный скрип в момент торможения. Неприятные звуки издают механические индикаторы (скобы), установленные на большинстве колодок. Изношенные накладки стираются и, как следствие, индикаторы контактируют с дисками;
- появление вибраций на рулевом колесе, педали тормоза, по кузову. Причиной такого дефекта может быть некачественная тормозная колодка, которая со временем стирается, образуя неровности на поверхности диска. В результате неравномерного распределения покрытия толщина диска меняется;
- скопление на поверхности диска черного налета с металлическими частицами. Если появляется сильный налет в короткое время, то возникают проблемы с функционированием колодок;
- увеличение тормозного пути. Во время езды с изношенными колодками становится труднее замедлить и остановить машину, что приводит к снижению эффективности торможения;
- быстрый износ шин. При езде на автомобиле со стертыми колодками приходится чаще нажимать на педаль в момент остановки. Такая нагрузка вызывает разбалансировку с последующим износом шин;
- низкий уровень жидкости в расширительном баке. Чем сильнее изнашиваются тормозные колодки, тем больше требуется жидкости в суппорте – для приведения в действие рабочего поршня. Поэтому вместо доливки лучше сразу проверить состояние колодок, чтобы исключить проблемы с их установкой в будущем.
Периодичность замены тормозных колодок зависит от целого ряда факторов: качества, массы автомобиля, стиля вождения. Так, самым большим эксплуатационным ресурсом обладают оригинальные колодки (установленные на сборочном конвейере), а также их заменители-аналоги. Тормозные колодки низкого качества могут привести к быстрому износу дисков, особенно во время экстренного торможения. Кроме того, важно учитывать вес машины – чем выше данный показатель, тем больше колодкам необходимо усилий для погашения инерции движения. Частые торможения «в пол» также значительно снижают срок эксплуатации колодок.
Согласно регламенту работ по техобслуживанию, колодки тормозные передние могут прослужить от 25 до 30 тысяч км, с учетом типа коробки передач. На задние колеса приходится меньше нагрузки в момент торможения, поэтому интервал замены расходников составляет от 80 тысяч км. Специалисты рекомендуют устанавливать одновременно колодки тормозные задние и передние – при неравномерном износе компонентов машину может уводить в сторону.
Тормозные колодки: разбираем нюансы замены
Нормально функционирующие колодки – залог быстрой и безопасной езды. При выявлении критического износа или просто в плановом порядке заменить расходники вполне по силам даже неопытному автолюбителю. Важно помнить, что необходимо менять одновременно с двух сторон оси. Немного терпения и набор для замены тормозных колодок – все, что понадобится в ходе данной процедуры.
Замена передних тормозных колодок
- Перед началом нужно активировать стояночный тормоз, поставив машину на горизонтальную поверхность. Затем подставляем противооткатный упор и домкрат, чтобы снять колесо. Открываем капот.
- Перемещаем тормозной поршень, предварительно сняв крышку бачка.
- Получить доступ к суппорту можно путем полного выворачивания руля. Суппорт закрепляем ремнем или проволокой, чтобы не повредить тормозные шланги.
- Выворачиваем и откручиваем направляющие суппорта (верхнюю и нижнюю). При помощи отвертки также снимаем фиксирующие скобы. Затем нужно отсоединить разъем датчика износа.
- Между колодками вставляем плоскую отвертку и вдавливаем поршень. Старые колодки аккуратно снимаем.
- Прежде чем монтировать новые колодки, нужно почистить место установки. Наносим слой смазки на участки крепления противоскрипных пластин, избегая контактных поверхностей.
- Проводим монтаж колодок, удаляя излишки смазки. Тонким слоем также смазываем поршень по периметру.
- Собираем компоненты в обратном порядке.
- Снимаем автомобиль с домкрата и повторяем операцию пошагово на другом колесе.
- Для проверки герметичности системы делаем прокачку тормозов.
Замена задних тормозных колодок
Действуем аналогично первым двум пунктам предыдущей инструкции. Перед началом работ важно не забыть снять машину с ручного тормоза. Затем откручиваем болты и снимаем тормозной барабан. Если металлический цилиндр прикипел или трудно снять по причине перекоса колодок, можно слегка постучать молотком.
По совету специалистов, для правильной установки лучше сфотографировать расположение всех компонентов. Теперь нужно отсоединить стояночный трос, снять пружины и тяги. Достаем изношенные колодки и ставим новые. Заключительный этап – собираем все компоненты в правильном порядке (сверяемся с фотографией). Все, осталось установить механизм и вернуть на место колесо.
Для удаления воздуха из системы прокачиваем систему. Берем тормозную жидкость (такую же, что и в машине) и шланг. Один конец шланга подсоединяем к штуцеру, а другой помещаем в емкость с жидкостью. Затем нужно ослабить штуцер с одновременным нажатием и удерживанием педали (здесь понадобится помощник). Дожидаемся полного выхода воздуха и затягиваем штуцер. Подобную процедуру проводим на всех четырех колесах – в первую очередь проверяем самое дальнее от цилиндра. Кроме того, оценить качество сборки можно путем проведения приработки – на ходу, поверхностей трения. Проводится такая приработка через 150 – 300 км.
Теперь вы знаете, когда и как производить замену колодок, их типы, конструктивные особенности. Предлагаем купить тормозные колодки, а также все необходимые комплектующие и расходники – в интернет-магазине Zapchasti.lviv.ua. Мы доставляем новые и бу запчасти по доступным ценам с разборки Польши – все, что понадобится для вашего автомобиля. Лучшие запчасти оптом и в розницу европейского качества в широком ассортименте теперь доступны отечественным покупателям.